Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Punk12

Геймер Arjuno 44

117

Инновации: Особое видение и Режим детектива.

Инновация (Нововведение) (происходит от позднелатинского "innovatio" - "В направлении изменений") - изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Применительно к видеоигровой индустрии инновацией можно считать развитие или создание новых игровых механизмов, элементов геймплея и внедрение в игровой процесс ранее несуществующих идей. Цель данной статьи - рассмотреть нововведение, оказавшее огромное влияние на современные видеоигры, проследить историю развития и ключевые игры, способствовавшие популяризации рассматриваемой инновации.

В данной статье будут рассмотрены "Особое видение" (Special Vision) и “Режим детектива” (Detective Mode), эти нововведения широко используется в играх жанра “Стелс-экшен” (Stealth action), “Шутер от первого лица” (FPS) и "Приключенческая игра" (Action-adventure ).






Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.






Особое видение (Special Vision) - это элемент внутриигровой механики, наделяющий персонажа способностью видеть мир иначе. Эта способность используется для поиска секретов, врагов, обходных путей и т.п.

Режим детектива (Detective Mode) – это доступная персонажу функция, позволяющая более ясно разглядеть объекты и цели в игре, чем это возможно при обычном видении.

Эти два понятия очень близки по своему назначению и во многих играх являются синонимами, поэтому мы рассмотрим их в одной статье. Кроме этого, не будут рассматриваться такие схожие с этими нововведениями концепты как “Ночное видение” (Night Vision) и “Термическое видение” (Thermal Vision), так как заслуживают отдельной статьи из-за ряда различий в их механике и общем назначении. Однако будет рассматриваться “Рентгеновское зрение” (X-ray vision) – способность персонажа смотреть сквозь объекты, так как во многих играх является частью “Особого видения”.

Когда герой взглянул по-новому.

Первое применение функции “Особого видения” можно было наблюдать в платформере The Simpsons: Bart vs. the Space Mutants, разработанным Imagineering и Arc Developments в 1991 год для NES, Sega Master System, Atari ST, Amiga, ZX Spectrum, Commodore 64, Amstrad CPC. Хотя в игре в качестве предмета, помогающего использовать такое видение, указывались “рентгеновские” очки, механика их действия отличалась от традиционного понимания концепта “Рентгеновского зрения”. С помощью этих очков главный герой игры Барт Симпсон мог различать по форме силуэта людей и космических мутантов, маскирующихся под них. Таким образом, Барт скорее видел мутантов без маскировки, нежели вглядывался внутрь личины человека, как должно было бы быть при рентгеновском зрении.

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.

The Simpsons: Bart vs. the Space Mutants






“Рентгеновское зрение” можно было активировать, подобрав одно из улучшений в приключенческой игре Super Metroid, разработанной в 1994 году студиями Nintendo Research & Development 1 и Intelligent Systems для консоли Super NES. Это улучшение позволяло героине Самус Аран находить секретные проходы и спрятанные предметы. Концепция получила дальнейшее развитие в серии Metroid и стала её неотъемлемой частью. Super Metroid был крайне высоко оценен критиками, получив множество наград; в 2007 году сайт IGN включил Super Metroid в Топ 100 Лучших игр Всех Времен на 7 месте.

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Самус активирует рентгеновское зрение (Super Metroid)





Хотя, как упоминалось выше, “Термическое видение” не является одним из главных нововведений, рассматриваемых в этой статье, всё-таки необходимо упомянуть, что именно термовидение, а вернее его интерпретация в игре Metal Gear Solid, служило первым примером “Особого видения” в 3D играх. В этой игре, разработанной Konami Computer Entertainment Japan в 1998 году для консоли PlayStation, главный герой Солид Снейк мог использовать тепловизор, который помимо выявления тепла врагов (для поиска невидимых противников) и инфракрасных лучей (для обнаружения лазерной системы охраны), служил также средством обнаружения ловушек и мин. Таким образом, функционал тепловизора был расширен, и по сути являлся “Режимом детектива”. Игра была радужно принята прессой и игроками, получив большое количество положительных оценок и став одной из лучших игр для платформы PlayStation.

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.

Снейк видит ловушку в полу с помощью тепловизора (Metal Gear Solid)






В том же году компания Nintendo выпустила приключенческую игру для своей платформы Nintendo 64 - The Legend of Zelda: Ocarina of Time, где был особый предмет – “Объектив истины”, позволяющий герою игры Линку обнаружить ловушку в открываемом сундуке, видеть скрытые иллюзией двери, ямы и т.п. Использование предмета делало неактивным другие магические способности персонажа, а также иссушало его магическую энергию. “Объектив истины” играл довольно важную роль в геймплее, без него прохождение было возможным, но сложным, так как он существенно облегчал решение некоторых головоломок, встречающихся по ходу игры. Как и в случае с Super Metroid и Metal Gear Solid игре сопутствовал большой успех. The Legend of Zelda: Ocarina of Time была отмечена в 2007 году сайтом IGN в Топе 100 Лучших игр Всех Времен, но уже на 4 месте.

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.

Линк использует "Объектив истины" (The Legend of Zelda: Ocarina of Time)






Разработанная Ion Storm Inc. в 2000 году для ПК игра в жанрах FPS/RPG - Deus Ex, стала одной из первых 3D игр, где главный герой мог видеть противников сквозь стены. Игрок мог получить такую способность, улучшив глазной имплант Vision Enhancement до третьего уровня (первые два уровня – ночное и инфравидение, соответственно). Deus Ex сорвал куш из симпатий игроков и критиков, многие игровые издания наградили проект титулом “Игра года”; кроме этого Deus Ex считается одной из лучших видеоигр в истории. А наблюдение за противниками сквозь объекты стало довольно популярным в играх про Джеймса Бонда (James Bond 007: Nightfire, Gearbox Software, 2002; GoldenEye: Rogue Agent, EA Los Angeles, 2004).

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.

Рентгеновское зрение в James Bond 007: Nightfire






Наглядным примером “Особого видения” в видеоиграх может служить заклинание “Ясновидение” из игры Clive Barker's Undying (DreamWorks Interactive, PC, 2001). При использовании этого заклинания главного героя игры Патрика Геллуэя начинают посещать видения, рассказывающие о событиях, произошедших в прошлом, кроме этого заклинание позволяет видеть в темноте, подсвечивает ауру персонажей, показывает места и предметы в их истинном обличье. Несмотря на то, что игра была очень хорошо оценена критиками, её продажи были крайне низкими, игра получила награду в 2001 году от GameSpot как “Лучшая игра, в которую никто не играл”.

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.

Clive Barker's Undying






В цикле статей “Инновации” уже упоминалось игра X2: Wolverine's Revenge (2003) и связанная с ней механика “Регенерации здоровья”, кроме наличия этого нововведения, игра отметилась использованием концепции “Особого видения”, в качестве которого выступало “Звериное чутье” Логана. Благодаря этому чутью, Росомаха мог видеть следы врагов и исходящие от них тепло и запах, а также лазерные системы. Представленный в игре режим зрения с используемыми визуальными и звуковыми эффектами (фоновые шумы, изменение светофильтра) наиболее близок к современным играм с механикой “Особого видения” вроде Assassin’s Creed (Орлиное зрение) или Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction (Сонарные очки).






Детективная история.

Существенную роль в расширении концепции “Режим детектива” сыграла игра в жанре психологический хоррор FPS - Condemned: Criminal Origins, разработанная Monolith Productions в 2005 году для Xbox 360. В игре не было особого режима зрения, однако, главный герой игры Итан Томас обладал способностью инстинктивно определять местонахождение важнейших улик на месте преступления. Игрок использовал методы криминалистики (на видео с 3й минуты): проводил поиск и сбор имеющихся улик посредством специальных инструментов, анализ и изучение улик выполнялось дистанционно с помощью мобильного телефона, связанного с лабораторией ФБР. Полученные в результате доказательства, использовались для решения головоломок, мешающих дальнейшему продвижение в игре, а также при восстановлении целостной картины всей истории.






Связанная инновация: “Криминалистика” (Forensics)

Криминалистика - это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, исследования, оценки и использования доказательств, а также основанных на познании этих закономерностей специальных средствах и методах раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. Впервые методы криминалистики в видеоиграх были задействованы в 2003 году в квесте основанном на одноименном сериале CSI: Crime Scene Investigation (C.S.I.: Место преступления), игра была разработана студией 369 Interactive для ПК. В дальнейшем концепция использовалась и в других играх серии CSI, а также в популярной серии игр жанра визуальная новелла Ace Attorney.

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.

Феникс протестует!






Только в 2009 году “Режим детектива” обрёл своё окончательное название как концепция, случилось это благодаря выходу на платформах ПК, PS 3 и Xbox 360 приключенческой игры от Rocksteady Studios - Batman: Arkham Asylum. “Режим детектива” являлся и функцией “Особого видения” персонажа и средством поиска улик вроде инструментов в Condemned: Criminal Origins. С помощью этого режима можно было: видеть врагов через стены и их общее количество на территории(“Рентгеновское зрение”), узнать их состояние (насколько они нервничают и напуганы), вооружены они или нет; находить разрушаемые стены, объекты с которыми можно взаимодействовать, важные улики, которые могут привести к цели. Эта инновация отлично была вплетена в игровой процесс, существенно разнообразив его, однако многим эта способность приглянулась настолько сильно, что некоторые игроки большую часть игры проходили с активированным “Режимом детектива”. Это служило поводом для немногочисленной критики; впрочем, её достоинства полностью покрыли её недостатки, игра была настолько хорошо принята, что попала в Книгу рекордов Гиннеса, как «Самая высокооцененная игра про супергероя», не говоря уже о нескольких наградах и титулах “Игра года”.






Не всегда нужно быть супергероем, чтобы иметь под рукой продвинутую систему для поиска улик, да и таскать с собой кучу приборов на манер Итана Томаса тоже не нужно. Например, в игре Heavy Rain (Quantic Dream, PlayStation 3, 2010) один из главных героев игры Агент ФБР Норман Джейдэн использовал для поиска серийного киллера экспериментальную систему ARI (Added Reality Interface – Интерфейс Дополненной Реальности), состоящую из очков и перчатки. В этой интерпретации “Режима детектива” очки активировали “Особое видение” с помощью которого можно было находить и анализировать необходимую информацию из окружающей среды, в то время как специальные датчики на перчатке позволяли физически взаимодействовать с уликами практически мгновенно определяя группу крови, производителя обуви или аромат в воздухе. Кроме этого устройство было связано с базой данных ФБР, куда и заносились все найденные улики, изучая которые, игрок мог ближе подобраться к личности убийцы. Дополнительными функциями были игры виртуальной реальности, в которые Джейдэн мог сыграть в минуты ожидания.

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.

ARI в действии






Роль в современных видеоиграх: за и против.

“Особое видение” и “Режим детектива” являются следствием расширения возможностей игровых персонажей и действительно неплохой дизайнерской находкой. В видеоиграх они имеют в основном вспомогательную цель,вместо того, чтобы мучить игрока текстовыми подсказками, можно просто дать игроку возможность самому найти тайну, а если в игре есть невидимые ловушки, то и должен быть способ увидеть их, метод проб и ошибок не всегда благоприятно сказывается на игровом процессе.

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.

У Бэтмена есть такой режим не только в видеоиграх

Поражает количество отличных видеоигр, в том или ином виде использующих эти концепции, скорее всего тут нет какой-либо прямой взаимосвязи, тем более игровой процесс многих из них вполне жизнеспособен и без подобных способностей, однако факт остается фактом. Особую роль инновации играют в стелс-экшенах и приключенческих играх, где зачастую позволяют совершить быстрый тактический анализ обстановки, увеличивая тем самым динамику геймплея. А риск пропустить полезный, но малозаметный объект снижается.

Инновации: Особое видение и Режим детектива.
Обо всем - Инновации: Особое видение и Режим детектива.Инновации: Особое видение и Режим детектива.

"Особое зрение" - еще один способ сказать игроку что делать

Но не делают ли инновации игровой процесс легче и нереалистичнее? Эти новшества вполне сойдут за сверхвозможности, дающие весомое преимущество герою, не приведет ли это к очередному шагу в сторону “оказуаливания” видеоигр. При этом функции могут и вообще служить средством манипуляции над действиями игрока, вместо использования другого режима зрения, разработчики с таким же результатом могли использовать большие указатели “Иди туда” и “Сделай то”. Кроме этого "Особое видение" и "Режим детектива" из-за их частого использования могут мешать восприятию "реальной" игры, как это было в случае с Batman: Arkham Asylum.






Заключение.

Нельзя сказать, что использование функций “Особого видения” и “Режима детектива” кардинально повлияло на развитие современных видеоигр. Но нельзя и не отметить, что реализация этой функции практически никогда не вредила игре, а упомянутые минусы механики всерьёз можно воспринимать лишь с большой долей скептицизма, ведь зачастую такие способности пока что органично сочетались с игровой вселенной тех игр, в которых они использовались, будь это Стелс, FPS, Action-adventure или RPG.

У разработчиков всё еще остается большое пространство для полета фантазии в вопросе использования этих двух инноваций в видеоиграх, несомненно, развитие этих концепций не останется на месте. А пока мы можем ждать, чтобы узнать, что же из этого выйдет и пойдет ли на пользу старым героям новые способности, например, в таких играх как Hitman: Absolution (способность “Инстинкт”) и Tomb Raider (способность “Инстинкт выживания”).






Другие статьи о инновациях в видеоиграх

От автора:

Инновации: Система укрытий.

Инновации: Регенерация здоровья.

Инновации: Манипуляции с физикой.

Инновации: Шкала здравомыслия.

Инновации: QTE.

Остальные:

Блеск и нищета игровых трендов

В поисках замедленного времени

117
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

4 комментария к «Инновации: Особое видение и Режим детектива.»

    Загружается
Чат